Voice Over IP.
Да здравствует IP голосовая связь! Самая удобная и качественная связь в мире!
Егений Ведерников enved@mail.ru
19 июля 2007 года (V1.0)
Телефонный модем (без поминутной оплаты за время в интернете)
Модем для кабельного телевидения (стандарт DOCSIS 2.0)
Подключение к провайдеру IP телефонии.
Выбор провайдера IP телефонии.
Голосовыми звонками с использованием IP интересовался давно, но скорость домашнего интернета не позволяла, а необходимости в хорошем интернете не было. Последнее время для скачивания чего-то большого использовал Интернет на работе, но для чтения чего-то интерестного и общения на работе времени нехватало. Поэтому все же я решил подключиться дома к чему-то более скоростному и дешевому, чем GPRS (последнее время дома пользовался только им). К тому же за последние несколько лет появлятся интерестные для меня предложения по подключению интернета:
С июня 2007 года УкрТелеком не берет денег за время звонка на свои модемные пулы см. “Відкритий доступ”. Интернет там стоит ~$0,7 в час.
Модемом пользовался с 1999 по начало 2006 год. А сейчас он валяется ненужной железкой. На разных телефонных линиях с разными модемами обычно скорость скачивания составляла 15..30 Мб за час. Из плюсов можно отметить более-менее стабильную скорость скачивания. Из недостатков частые завершения соединения по разным причинам - не последняя из них необходимость совершать голосовые звонки. На хороших линиях самопроизвольных разрывов практически не бывает. После разрыва соединения иногда приходится скачивать много данных повторно. Попробовать подключится без двойной платы за интернет + за время не получилось. Причина простая Укртелеком почему-то не внес мой номер в их базу по управлению услугами – это значит что на http://my.ukrtelecom.ua мне делать нечего. Разбираться с этим, и ходить куда-то, со всякими заявлениями у меня не было никакого желания.
По сравнению с обычным модемом появились немного достоинств, и очень много недостатков. Максимальная скорость скачивания больше, чем у обычного модема, но средняя скорость составляет всего 10..35 Мб за час (без EDGE) и то, если качать что-то одним куском, а если что-то мелкое, то скорость существенно меньше. Стабильность соединения немного лучше, чем у обычного модема – разрывы бывают реже. Звонки можно принимать и совершать без разрыва соединения. На этом достоинства заканчиваются. Недостатков все же больше: постоянные остановки (связь есть, а ничего не качается), неравномерная скорость передачи данных, и самое главное сильная зависимость скорости от времени суток - потому что ресурсы канала связи разделяются между всеми пользователями, которые им пользуются. Лучше всего работает с 00:00 до 08:00 – когда сеть оператора не загружена.
Пользовался пока у UMC (c 25.07.07 будет переименовано в МТС), счет можно было загонять в отрицательную область (мой рекорд: МИНУС $120) и работала услуга ГиперНЕТ – за $1 в сутки (ГиперНЕТ есть и сейчас, но уже на совсем других условиях). За сутки можно было скачать более ~700Мб (при благоприятных условиях), а с EDGE, я думаю, и больше 1 Гб… А сейчас все это счастье закончилось и, я пока решил завязать с GPRS до лучших времен.
Попробовать ADSL возможности у меня не было. Возможность подключения его дома у меня очень сомнительна, так как АТС старая и телефон с блокиратором, а общение с персоналом Укртелекома отбивает всякое желание подключаться. Например на их сайте написано что возможно самостоятельное подключение клиентской части оборудования за пол цены (~$35) “Самостійне підключення до ОГО!” . Когда я сказал об этом в местном центре по работе с абонентами (о самостоятельном подключении), то мне ответили что так подключать не будут - только за полную стоимость ($70). А еще нужно купить модем (~$50). Плюс ко всему почему-то мой номер не внесен в их базу по управлению услугами – это значит, что онлайн заявку на подключение они принять не могут, и сказать будет у меня работать ADSL или не будет, тоже не могут…
Локальная сеть. Абонплата за доступ к локальной сети, которая мне нафиг не нужна = $5. Интернет оплачивается отдельно. Подключение $60 – и не зависит от наличия сетевой карты, Ethernet проводки в квартире и т.п.! А я во время последнего ремонта провел кабель до распределительного щитка в подъезде… но видимо в ближайшее время он не пригодится.
Из всех доступных по цене вариантов я выбрал интернет по кабельному телевидению. Подключение вместе с модемом ~ $60. Абонплата $2. В неё входит 100 Мб интернета и почтовый ящик, при использовании которого интернет трафик не учитывается. 1Гб интернет трафика стоит: $19,80 днем и $11,88 ночью. Не самый дешевый, зато скорость 1 Mbit = до 125 килобайт в секунду. Максимальную скорость инета пока не измерял, а скорость скачивания из сети КТВ соответствует обещанной. У провайдера есть очень полезная функция - отключть/включить интернет (связь с сетью КТВ при этом остается). Кстати, в модеме тоже есть аналогичная функция - кнопкой StandBy модем полностью отключается от локальной сети.
Недостатки: кабельный модем просят не выключать для слежения за качеством линий. Потребляет ~7 Вт - вроде бы не много, но за год непрерывной работы, впустую, будет потрачено очень много электричества. Иногда (несколько раз в сутки) бывает самопроизвольная потеря связи, но в течении минуты-двух она восстанавливается. То же происходит при использовании функции отключить/включить Интернет. И еще на модеме стоит пароль – доступ к его настройкам недоступен - видимо чтоб юзеры не глушили исходящим инет каналом (его частоту можно менять), TV каналы.
IP телефония интересовала меня только с точки зрения снижения расходов при звонках на “настоящие ” телефоны. И в первую очередь в Россию. Исходя из этого я и выбирал оператора.
Несмотря, на то, что понемногу о IP телефонии читал (больше технические подробности), у меня нет ни каких представлении о том, что это за бизнес. Поэтому когда передо мной встал выбор с кого начинать, то вопросов появилось больше, чем ответов. Вполне логично я решил что надо готовится к худшему – т.е. ко всему тому, на чем нас учат жизни, наши, местные операторы связи. Поэтому я самого начала морально подготовился к различного рода на#&@кам. Конечно, читать инструкции, соглашения и т.п. всегда полезно, но не все там можно понять или найти (особенно если все написано только на английском).
Из всего многообразия сайтов предоставляющих IP услуги я остановился на выборе из двух 12Voip и Skype.
Из того, что я читал, создалось впечатление, что это самый крупный оператор IP связи и никаких проблем с ним быть не должно, но рекламы бесплатных звонков я там не нашел.
12Voip входит в группу аналогичных компаний, которые принадлежат немецкой фирме “Betamax GmbH & Co.KG”.
У 12Voip меня заинтересовало очень заманчивое предложение – бесплатные звонки на городские номера примерно в 55 стран. В том числе и в Россию. В остальные страны цены тоже достаточно низкие. Самое главное, для меня, то, что можно совершать бесплатные тестовые звонки в Россию.
Сразу после регистрации я попробовал позвонить на свой домашний и мобильный телефоны чтобы убедится в том, что звонки куда-то доходят. Трубку я не брал – чтобы в пустую не тратить деньги на интернет. Попробовал один звонок в Россию (4сек, без микрофона). Получилось. Потом позвонил на местный стационарный телефон – связь оборвалась через 4 сек – закончились бесплатные звонки. Я очень удивился, ведь я читал на IXBT о 5 минутах, а на сайте написано о тестировании их услуг в течении 60 минутах перед платными звонками.
Я не стал задумываться, почему так вышло, и создал новую учетную запись. Теперь удалось совершить звонок в Россию с микрофоном и пообщаться ~3:35 минуты. Время опять закончилось…
Я создал третью учетную запись. 10 секундный звонок на UA Киевстар закончился тем же сообщением…
На этом я собирался завершить тесты и хотел создать учетную запись с каким-нибудь красивым названием. И тут начались проблемы. Зарегистрировать новую учетную запись не удалось. Появлялась какая-то ошибка (точно не помню, но по-моему то ли 30, то ли 32). Я подумал раз здесь какие-то проблемы, то зарегистрируюсь где-то ещё. Оказалось не все так просто. Регистрация не проходила и на другом сайте Betamax. Тут я задумался, и решил что это не спроста. Вернулся на 12Voip и стал внимательно все осматривать и пытаться читать (там все на английском). Оказалось, что звонки на Украину и на мобильные телефоны не должны производится в тестовом режиме – из-за это у меня тестовое время быстро и заканчивалось. И где-то в интернете я нашел информацию о том, что пользователей, которые пытаются зарегистрировать много учетных записей, вычисляют, и блокируют вместе с деньгами.
За это время я уже успел сбегать в банк и положить на свою VISA ELECTRON ~15 euro, чтоб гарантированно хватило заплатить 10 euro, за бесплатные звонки.
Я попробовал удалить свои учетные записи, но ничего не вышло – кнопки “удалить аккаунт” там нет! Я подумал, что для меня бесплатная Россия накрылась медным тазом. Написал письмо о том, почему так получилось с учетными записями в поддержку 12Voip и решил ждать ответ.
И пошел регистрироваться на Skype, но… заплатить там не получилось (см. ниже). И мне пришлось вернуться на 12Voip. Попробовал еще раз позвонить с самой первой учетной записи, и о чудо! звонок в Россию прошел. Я подумал и решил все же попробовать заплатить. Заплатить получилось (см. ниже) и пока бесплатные звонки работают (см. ниже), но какие могут быть последствия от моих экспериментов с учетными записями пока неизвестно… Так что создавать кучу учетных записей и звонить куда угодно с любых проектов BETAMAX не стоит, последствия могут быть плохими…
Мое мнение такое: это несправедливо! За тем, куда совершаются тестовые звонки они вообще-то должны следить сами, а не перекладывать ответственность на пользователей. Когда я просматривал список бесплатных стран, и не нашел Украину, то решил что в “Россию” включили все “СССР“. Оказалось, я был не прав. А по поводу учетных записей, так в их клиенте даже есть специальная закладка “создать нового пользователя” – пользователь создается без всяких предупреждений.
Еще раз скажу: в том, что учетные записи создаются в больших количествах, их удалить не возможно, тестовые звонки совершаются на любые номера, в первую очередь виноват не пользователь, а BETAMAX!
Просматривая результаты поиска googl-а по IP телефонии, я с удивлением заметил, что большая часть страниц на эту тему посвящена проблеме оплаты этих услуг. Одни спрашивают, как оплатить, другие рекламируют свои услуги по оплате, третьи пишут о проблемах с посредниками…
Мне на работе дают зарплату по карте VISA ELECTRON. Я уже расплачивался по ней в интернете на уркаинских и заграничных сайтах. И я надеялся, что никаких проблем с оплатой не будет…
Когда я попытлся положить на счет Skype $10, то мне сказали что из такой страны, как Украина денег они принимать не хотят. Сцуки. На каком-то форуме нашел почему. Уркаина находится в каком-то черном списке по отмыванию денег, поэтому многие банки не принимают к оплате их карты. Вобщем на Skype пришлось забить.
После неудачи со Skype, я решил попробовать оплатить 12Voip. Оплатить там можно две разных услуги любая из них стоит 10 Euro. Первая – бесплатные звонки на стационарные телефоны из этого списка стран стоит 10 euro на 3 месяца не более 300 минут разговора в неделю. Вторая – положить деньги на счет для платных звонков в остальные страны.
Мне естественно нужна была первая. К оплате была предложена сумма = 10,5 euro. Оплата прошла без проблем! С карточки сняли 73,17 грн. Пока еще деньги заблокированы, так что возможно реально снимут еще меньше (такое уже было). Я попробовал совершать оплаченные бесплатные звонки (см. ниже). Все прошло хорошо. И я решил заплатить еще за платные звонки, но ничего не вышло - сказали количество оплат по этой карте на сегодня исчерпано. Попробуйте завтра еще! Ровно через сутки после первой операции вторая прошла без проблем.
Все что касается стоимости, я собрал в таблице 1. Все цены привел в копейках украинской гривны. Перевод в другие валюты не имеет смысла – поскольку цены на инет в разных странах различается. Я думаю всем гораздо интереснее стоимость в [Кб/сек]. Поток в среднем 65 мегабатов в час или 18,6 килобайт в секунду (причем первые секунды занимают почти мегабайт, потом трафик уменьшается и похоже не зависит от интенсивности звуков в разговоре).
Абонплата 12Voip [коп] |
7317 |
|
[сек] в абонплате |
2160000 |
|
Абонплата за сек [коп] |
0,0034 |
|
Абонплата за мин [коп] |
0,2033 |
|
|
|
|
Номер |
7861771xxxx RU |
7814592xxxx RU |
Дата |
19.07.2007 7:52 |
19.07.2007 8:52 |
[Мб] на звонок |
30,44 |
47,66 |
[коп] за инет |
304,4 |
476,6 |
Длительность звонка [мин] |
0:27:56 |
0:43:45 |
Длительность звонка [сек] |
1676 |
2624 |
абонплата за звонок [коп] |
5,68 |
8,89 |
Цена за весь звонок [коп] |
310,08 |
485,49 |
стоимость 1сек [коп] |
0,1850 |
0,1850 |
стоимость 1мин [коп] |
11,10 |
11,10 |
скорость [Кб/сек] |
18,6 |
18,6 |
скорость [Кб/мин] |
1 115,9 |
1 115,9 |
Таблица 1. Стоимость “бесплатных” звонков в Voip12.
Стоимость минуты разговора на мобильные телефоны и в остальные страны (не бесплатные) можно посмотреть здесь. Не бесплатно конечно, но все же достаточно интерестно. Например, минута разговора между компьютером и Украинским стационарным телефоном стоит ~3,36 евроцента (~0,24 грн), мобильным ~17,9 евроцента (~1,20 грн).
Это все теория, а как оно будет на самом деле, узнаю завтра днем, когда буду тестировать это дело (деньги на счет попали только сегодня, поздно вечером).
На мой взгляд, качество голоса у BETAMAX (12Voip) намного выше того, что предлагает УкрТелеком и называет международной связью. О качестве международных звонков через код “000” у оператора мобильной связи UMC (с 25.07.07 станет МТС), говорить вообще не хочется – дозвон не всегда с первой попытки, а качество примерно еще в два раза хуже, чем качество внутрисетевого звонка. Причина низкого качества международной связи у крупнейших операторов на Украине вполне очевидна – они тоже пускают голос по IP, но не для того чтобы сделать связь лучше и дешевле, а совсем с другими целями – получить максимальную прибыль на ровном месте.
Если кто-то считает что я не прав, то попробуйте мне объяснить, почему в 90x годах качество звонков Донецк-Новороссийск резко улучшилось – стало соответствовать качеству городских звонков на хороших линиях, а потом также неожиданно ухудшилось еще больше, чем было во времена СССР?
Прогресс не стоит на месте, и несмотря на всю тупость операторов традиционных видов связи, новые способы общения (voice over IP, ICQ и т.п.) все же прорастают сквозь бюрократические заросли лицензирования, монополизма и жадности.
Насчет тупости я не шучу. Тот же УкрТелеком сам роет себе могилу. Подняв цены на все виды меж..й связи выше аналогичных цен у мобильных операторов, выпустив телефонные карточки с ограниченным сроком действия, введя повременную оплату городских звонков – он сам вынудил многих абонентов отказаться от проводной связи в пользу мобильной. А своей политикой раздачи почти бесплатного ADSL интернета создает базу для ухода оставшихся абонентов к операторам IP связи. А может там что-то знают, и процесс свертывания аналоговой телефонии идет по плану? ;)